Н. И. Галеева |
главная страница | Печатные работы, статьи, посвященные ТТС | Приглашаем Вас | Предложения, отзывы |
Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе.
В общеобразовательном учреждении самопознанием своего “я”, как части мировой цивилизации, можно заниматься на интегрированных уроках, с включением в общеобразовательные предметы психологии. В современной школе появилась возможность организации учебно-исследовательской дея-тельности детей не только в основное учебное время, но и в системе допол-нительного образования: элективных курсах, интегрированных курсах, круж-ках, студиях и т.д. Если опираться на Закон об образовании Российской Федерации, где говорится об интеграции личности в системы мировой и национальных куль-тур, формировании человека - «гражданина, интегрированного в современ-ное общество и нацеленного на совершенствование этого общества», то именно интеграция является условием, обеспечивающим целостность миро-понимания и мировоззрения учащихся. Организация учебно-исследовательской деятельности в образователь-ном учреждении имеет большое значение в раскрытии не только творческих способностей, личности учащихся, но и внедрении в учебный процесс новых форм и методов обучения. Рубинштейн Л. С. понимает учение как совместное исследование, про-водимое учителем и учеником. Исследование в этой концепции определяется как творческий процесс познания мира, и себя в этом мире. В основе нашего опыта проведения учебного исследования лежат идеи Л. С. Выготского (тео-рия развития мышления), В. В. Давыдова (теория развивающего обучения), Ш. А. Амонашвили (принципы гуманистической педагогики), И. С. Якиман-ской (личностно-ориентированный подход), А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Н. Г. Алексеева (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззрения), М. Е. Бурно (Характерологическая креатология). Учебно-исследовательская деятельность кадет - одно из направлений образования в кадетском корпусе. Педагог, ставя перед собой задачу форми-рования творческой личности, планирует работу по подготовке кадет к ис-следовательской и поисковой деятельности, как с кадетами среднего звена, так и со старшеклассниками. Это личностно-ориентированный, индивиду-альный подход к образованию кадет. Сама профессия учителя является твор-ческой. На творческий, исследовательский характер профессиональной дея-тельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Однако в наше современ-ное время для реализации поставленных задач требуется применение совре-менных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходи-мым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Потому учитель должен хорошо владеть современными тех-нологиями. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятель-ная поисковая деятельность. Кадеты, занимаясь исследовательской деятель-ностью, развивают в себе творческих способностей, формируют интеллекту-альную сферу и позитивные личностные качества. Об этом писали такие психологи и педагоги как Калмыкова З. И., Матюшкин А. М., Рубинштейн С. Л., Лернер И. Я., Хуторский А. В., Ямбург Е. А. и др. Не только педагоги и психологи утверждают, что исследовательская деятельность, где обязательно происходит приобщение к науке, положитель-но влияет на личность ребёнка и его развитие. О психотерапевтическом, ле-чебном воздействии общении с наукой писал автор клинического метода «Терапии творческим самовыражением» (ТТС) профессор М. Е. Бурно: «…ТТС – не просто помощь творчеством и искусством в широком смысле. Это…достаточно глубокое и сложное психотерапевтическое воспитание, об-разование путем творческого погружения в природу, науку и искусство». Метод Терапии творческим самовыражением – это отечественный кли-нико-психотерапевтический метод, в основе которого лежит естественно на-учное мировоззрение и одухотворяющее человека Творчество. Впервые в пе-дагогику элементы этого метода ввели сотрудники Одесского педагогическо-го университета им. К. Д. Ушинского А. В. Штеренгерц и В. И. Ян (1983). Далее, благодаря Т. Е. Конрад - Вологиной (ранее проживавшей в Одессе, ныне - в Чикаго, США) и доценту Е. А. Поклитару (руководителю Одесского центра ТТС), ТТС окончательно «прописалась» в общеобразовательной шко-ле, как способ формирования творческой индивидуальности. В Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова в сис-теме основного и дополнительного образования, в закрытых группах по по-вышению адаптационного потенциала кадет, на интегрированных уроках психологии, музыки, истории, обществознания и даже физики также приме-няются элементы Терапии творческого самовыражения М. Е. Бурно. В лич-ной беседе и на страницах журнала «Психотерапия» (2007, № 9) Марк Ев-геньевич Бурно советует: «В случаях работы со здоровыми людьми я уже предлагал, дабы не смущать здоровых словом «терапия», говорить вместо «терапия творческим самовыражением» - «характерологическая креатоло-гия». В отличие от эстетики и эвристики, характерологическая креатология изучает не наиболее общие закономерности творческого процесса – эмоцио-нального, душевного (эстетика) и мыслительного (эвристика), а проникает в конкретные характерологические (в широком смысле) природные особенно-сти, помогая быть вдохновенно-творческим собою, сообразно своей приро-де.» Повинуясь просьбе автора, было решено переработать некоторые мо-менты в разработанном курсе «Психология в музыке». По большому счету, метод ТТС – как Солнце, которое греет, освещает и проникает в человече-ский мир природных характеров, переживаний и поступков. Помогает «…становиться именно собою, неповторимым подлинным собою (для себя и других), творчески исследуя силу своих слабостей в поисках своего достой-ного общественно-полезного места и своего смысла в Человечестве» (Бурно М. Е., 2007). Здоровым детям также нужно внимание и помощь со стороны взрос-лых. Кадеты, занимаясь во внеучебное время исследовательской деятельно-стью, приобщаются к науке, получают возможность «…осознать свою обще-ственную полезность. Творчески самовыражаясь во имя общественной поль-зы, человек проникается светлым мироощущением. Создание собственных творческих произведений серьезно способствует высвечиванию личностного склада автора, оживлению индивидуальности. А это, как уже отмечено выше, всегда порождает в душе светлое вдохновение, вытесняя, ослабляя заволаки-вающие личность расстройства настроения» (Бурно М. Е., 1989). Кадет, про-водя исследование, при чём по своему желанию, «…создает что-либо более или менее законченное с ясным отпечатком своей индивидуальности» (Бурно М. Е., 1989). Творческое общение с наукой помогает и помогало кадетам не только заниматься интересным и любимым делом, не только почувствовать свою общественную значимость, но и «…уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить» (Бурно М. Е., 1989). Учебно-исследовательская деятельность интегрирует учебный и воспи-тательный процесс в единую систему, объединяющий ученых, учителей, учащихся, позволяет решать следующие задачи: - создание условий для развития творческих способностей и самосо-вершенствования; - самореализация учащихся; - развитие исследовательской компетентности учащихся; - овладение навыками научно-исследовательской деятельности; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных способно-стей учащихся; - формирование навыков публичного выступления, защиты рефера-тивной работы; - интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, учащихся в создании единого пространства. Кадеты, участвуя в исследовательской деятельности, формируют уме-ние ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, делать выводы и заключения, находить новизну и давать ей прак-тическое назначение. Работа подчинена логике исследования и имеет хорошо продуманную структуру: - аргументация актуальности темы; - определение проблемы исследования; - обозначение задач исследования; - определение методов исследования, источников информации; - выдвижение гипотез проблемы; - определение путей её решения; - обсуждение полученных результатов, выводы. Для того чтобы провести исследование, необходимо иметь общее пред-ставление о методологии научного творчества. Поэтому на первом этапе с кадетами проводится несколько занятий по организации учебно - исследова-тельской работы в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Учебно-исследовательский проект имеет среднюю продолжительность - от одного месяца до полугода. В течение этого времени учитель проводит с учащимися индивидуальные консультации. На консультациях учащиеся рас-сказывают о проделанной работе, совместно намечаются конкретные задачи дальнейшего исследования, обсуждаются пути и методы их решения. Такая работа учит мыслить, генерировать новые идеи, чувствовать себя творцом; развивает личность учащегося, раскрывает ее творческий потенциал. За вре-мя реализации проекта, как уже упоминалось ранее, осуществляется лично-стно-ориентированное обучение. Педагог и кадет становятся равноправными партнерами, сотрудниками, соавторами. Педагог учит кадет переводить зна-ния, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей, надпредметных понятий и интегрировать знания различных дисциплин. Закончив написание научно - исследователь-ской работы, кадеты готовится к её защите. Они составляют тезисы своего выступления. Защита проекта проходит в форме монологического высказы-вания, продолжительностью до 10 минут. Затем экзаменационная комиссия задаёт учащемуся вопросы. На защиту научно - исследовательских работ приглашаются учащиеся других классов, родители, педагоги, администрация и сотрудники Научно-методического центра округа. Кадеты получают воз-можность публичного выступления и защиты своего проекта. Результаты на-учно-исследовательской деятельности отражаются в виде презентаций, де-монстрационных и информационных стендов, методических разработок и ложатся в основу новых элективных курсов и дополнительных занятий. Да-лее работы выставляются на конкурсах и фестивалях. Кадеты имеют воз-можность свой труд демонстрировать на выпускных экзаменах. В итоге, на-учно-исследовательская деятельность становится не только продолжением и углублением учебной программы, но и расширением мировоззрения кадет. Стратегия и методы реализации проекта Например, для реализации проекта «Толерантность – необходимое личностное качество каждого человека», выполнения поставленных задач и достижения цели планируется проведение исследования. Весь период организации научно-исследовательской деятельности де-литься на 3 этапа. Этап 1 – организационный, обучающий, практический. Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, по-зволяющем им самостоятельно выполнять учебно-исследовательские работы и планировать свои дальнейшие исследования. Задачи: - организовать изучение теоретического материала по выполнению исследовательских работ; - научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования; - построение плана учебно-исследовательской работы. Содержание деятельности: Теоретическая подготовка учащихся включает в себя: 1) знакомство с источниками информации; 2) изучение способов сбора, обработки и хранения информации; 3) изучение видов и методов исследования; 4) знакомство с видами научных работ; 5) знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению; 6) индивидуальные консультации с кадетами; 7) обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы учебно - исследовательской работы; 8) руководство учащимися по написанию учебно-исследовательской работы; 9) подбор первоисточников; 10) составление анкет; 11) обработка теоретической информации; 12) анализ информации; 13) формирование доказательной базы, аргументов. Этап 2 – практический, исследовательский. Цель: формирование у кадет навыков исследовательской деятельности. Задачи: - продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам; - осуществлять анкетирование и тестирование на предмет межнацио-нальной толерантности; - вывить уровень межнациональной толерантности; - выявить уровень знания национальностей; - выявить уровень знания национальностей своего рода; - выявить принадлежность каждого кадета к своему роду; - осуществить обработку диагностического материала; - осуществить анализ полученных данных; - выявить кадет, отличающихся низким уровнем толерантности; - выявить уровень знания своего характера или характерных черт; - разработать тест на выявление уровня межнациональной толерант-ности, знания национальности своих родственников до 3 колена; - провести психодиагностику по методике М. Е. Бурно на выявление характерологического радикала. Содержание деятельности: 1) расширение и углубление теоретических знаний кадет о видах и ме-тодах исследования; 2) ознакомление кадет с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.; 3) руководство учащимися по составлению графика работы; 4) руководство учащимися по формулированию темы исследования по постановке цели и задач; 5) провести ряд диагностических процедур: - психодиагностика; методика М. Е. Бурно выявления характеро-логического ядра; - анкетирование кадет с целью выявления уровня толерантности; - анкетирование кадет с целью выявления уровня знания нацио-нальностей в целом, своих родственников - до 3 колена и своей принадлежности к роду; - разработка теста и анкет на выявление уровня знания националь-ностей, принадлежности к роду, а также выявление уровня меж-национальной толерантности; - выявить группу кадет, отличающихся низким уровнем толерант-ности. Этап 3 – формирующий. Цель: формирование высокого уровня межнациональной толерантно-сти, используя психолого-педагогические методы: - проведение открытого интегрированного урока; - беседа; - дебаты; - анализ результатов исследования; - обсуждение; - игры, упражнения; - экспресс-диагностика; - публичное выступление; - презентация исследовательской работы; - защита исследовательского проекта по теме «Толерантность». Задачи: - продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внима-ние формам работы с большой аудиторией; - осуществлять контроль написания научно-исследовательской ра-боты кадет на всех этапах ее подготовки; - разработать план интегрированного урока Обществознание - Пси-хология по теме «Толерантность»; - провести открытый интегрированный урок Обществознание - Пси-хология; - осуществить мониторинг эффективности научно - исследователь-ской деятельности кадет. Содержание деятельности: 1. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы: - подбор литературных источников; - составление картотеки; - составление плана работы; - разработка опросных листов, тестов и т. д. - написание и оформление работы; - подготовки иллюстративного и демонстрационного материала; - формулирование выводов и предложений в соответствии с по-ставленной задачей; - оформление работы согласно требованиям. 2. Написание отзывов научным руководителем на работы кадет. 3. Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации. 4. Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспу-тах. 5. Организация “Круглых столов”, открытых уроков, интегрированных уроков, тренингов для приобретения кадетами практических навы-ков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами. 6. Защита учащимися работ на конференции, выпускном экзамене. 7. Анализ результатов. 8. Рефлексия. Учебно-исследовательский проект «Толерантность – необходимое лич-ностное качество каждого человека» выполнялся кадетами 9 класса ГОУ ка-детской школы - интерната № 7 «Московского казачьего кадетского корпу-са им. М. А. Шолохова» Галеевым Р., Моргуновым С., Потаповым А. и Фо-менковым И. под руководством педагога-психолога Галеевой Н. И. и учителя истории и обществознания Малюк Т. И. Данный проект выполнялся в рамках интегрированного урока «Обществознание - Психология». Актуальность исследования заключалась в следующем. Население земного шара на современном этапе насчитывает уже более 6 миллиардов человек. Человеческое сообщество - это пёстрая и многоликая картина. В настоящее время исследователи насчитывают в мире до четырех тысяч наро-дов. За время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Московский казачий ка-детский корпус им. М. А. Шолохова - школа-интернат, где учатся мальчики разных национальностей. На сколько сформированы национальная культура и национальное самосознание кадет – показало исследование, проведённое самими кадетами в рамках интегрированных занятий основной школы и в системе дополнительного образования. Предлагаемая работа ставила своей целью: 1. Знакомство с научной картиной этнического состава населения Зем-ли, с многообразием культур, языков, расовых групп, с межэтниче-скими отношениями, в том числе и конфликтными. 2. Выявление уровня толерантности и межэтнической культуры детей, обучающихся в кадетском корпусе путем социально- психологиче-ского исследования. 3. Принятие участие в разработке открытого интегрированного урока в форме диалога с использованием элементов психологического тре-нинга, презентации, обсуждения результатов исследования. Данная цель определяла постановку следующих задач: а) познакомиться с основами этнологии; б) исследовать межэтническую, межнациональную толерантность среди кадет в кадетском корпусе; в) проанализировать особенностей детской толерантности; г) создать интерактивную презентацию; д) создать видеофильм и клип «Мой дом - планета Земля», «Мы - бу-дущие ученые»; е) создать видеоклипы: «Казаки», «Танец горячих сердец», «Русские женщины»; ж) представить проект на конкурсе в Научно - методическом центре; з) представить проект к защите на выпускном экзамене по общест-вознанию; и) опубликовать результаты исследования в печатном издании изда-тельского дома «Первое сентября»; к) принять участие в разработке интегрированного курса «Этнопси-хология» и элективного курса «Толерантность» в рамках предмета «Обществознание». Предметом исследования явилась межэтническая толерантность в ка-детском корпусе среди учащихся. Объектом исследования – стали 148 учащихся 5 - 11 классов кадет-ского корпуса. В своем исследовании исходили из гипотезы, что воспитание толе-рантности у учащихся в кадетском корпусе будет более успешным, если: – толерантность будет рассматриваться, как один из личностно зна-чимых приоритетов кадетов, как способность принимать иною точку зрения и многообразие культурных отличий; – в становлении толерантности кадет важную роль играют целена-правленные мероприятия, включенные в общеобразовательный процесс и в систему дополнительного образования; – в воспитании толерантности приоритетом будет ориентация на со-трудничество и взаимопонимание. С целью диагностики толерантности были использованы следующие методы: а) изучение и анализ литературы; б) анкетирование; в) интервьюирование; г) тестирование; д) анализ результатов тестирования и анкетирования. Исходя из задач данного исследования, были определены методики ис-следования, позволяющие с достаточной эффективностью получить необ-ходимый фактический материал. Изучение психологической межэтнической толерантности потребовало создания самостоятельной методики, отве-чающей требованиям данного исследования. Такой методикой стал опрос-ник «Толерантность», разработанный Галеевой Н. И. и позволяющий вы-явить отношения к другим нациям и народам; знание своего рода, и нацио-нальности. Опросник даёт информацию о том, как сформированы нацио-нальная культура и национальное самосознание каждого кадета. Для ориентировочного обнаружения характера, характерологической картины мы воспользовались «Кратким характерологическим опросником М. Е. Бурно». Данный опросник представляет психодиагностический инстру-мент, ориентированный на выявление характерологических особенностей. Двадцать восемь утверждений охватывают 7 характеров: сангвинический, авторитарный, тревожно-сомневающийся, застенчиво-раздражительный, пе-дантичный, замкнуто-углубленный, демонстративный и мозаичный. Из них выделяют 4 характерологических узла: сангвинический, авторитарный, тре-вожно-сомневающийся и замкнуто-углубленный. Исследование проводилось на базе кадетской школы - интерната №7 «Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова» города Москвы. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования было проведена работа, позволяющая выявить отношение к другим нациям и народам, знание своего рода и нацио-нальности, а также дающий информацию, на сколько сформированы нацио-нальная культура, национальное самосознание и уровень толерантности ка-ждого кадета. Ребятам предложили анкету с вопросами. Исследование показало, что в данном кадетском корпусе учатся ка-деты в основном (82%) русские по национальности. Исследование выявило высокий уровень знаний национальностей в целом и знание национально-стей родственников до третьего колена. Однако 13% кадет плохо относятся к людям другой национальности, а 35% кадет хотели, чтобы их окружали только люди одной национальности - русские. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что про-блема толерантности существует. На втором этапе исследования была сделана выборка из полученных данных кадет 9 класса в количестве 20 человек. Этим кадетам было предло-жено изучить особенности своего характера. Для диагностики характероло-гического радикала было решено воспользоваться «Кратким характерологи-ческим опросником М. Е. Бурно». При анализе результатов теста М. Е. Бурно, у кадетов 9 класса было выявлено 2 группы характерологических радикалов: сангвинический и тре-вожно-сомневающийся. В группе сангвиников: 3 синтонных кадета, 2 психастеноподобных синтонных кадета, и 6 демонстративноподобных синтонных кадет. В группе тревожно-сомневающихся: 5 кадетов с тревожно - сомне-вающимся характером и 4 кадета с застенчиво - раздражительным характе-ром. Итак, исследование показало, что в 9 классе соотношение кадетов с сангвиническим характером и психастеническим характером практически одинаковое: 55% сангвиников и 45% психастеников. Данный набор характе-рологических радикалов присущ славянам, в основном русскому народу. Дей-ствительно, в 9 классе 95% кадет имеют славянские корни. Результаты исследования показали, что кадеты знают свои националь-ные корни, однако толерантность к другим нациям не является их неотъем-лемым качеством личности ребят. Для решения задач по повышению уровня толерантности было решено подготовить и повести интегрированный урок «Обществознание - Психоло-гия» с использованием современных психолого-педагогических методов: - проведение психологического исследования; - обсуждение результатов исследования; - презентация результатов исследования; - дебаты, беседы, убеждение; - тренинговые игры и упражнения; - создание в системе дополнительного образования собственных ви-деороликов и показ их на интегрированных уроках и внеурочных ме-роприятиях; - привлечение кадетов к разработке интегрированных и элективных курсов. На третьем этапе, после проведенных мероприятий, кадетам 9 класса было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ ответов на вопросы анкет показал, что после проведенных мероприятий у кадетов 9 класса кар-динально изменилось отношение к людям другой национальности. Результаты исследования подтвердили, что толерантность должна быть неотъемлемым качеством и личностно значимым приоритетом каждого чело-века. Толерантность - один из способов принимать иную точку зрения в мно-гообразии культурных отличий. Человеческий мир многолик. Все люди раз-ные. Родители, педагоги играют важную роль в становлении толерантного отношения к непохожим на тебя людям. Исследование доказало, что со сто-роны педагогов и воспитателей необходимы целенаправленные мероприятия, включенные в общеобразовательный процесс и в систему дополнительного образования. Целью всех мероприятий по развитию высокого уровня толе-рантности становятся ориентация на сотрудничество и взаимопонимание. Учителя, задействованные в интегрированном уроке, разрабатывают план и информационную карту урока. План интегрированного урока «Обществознание – Психология – Литература – Музыка» Тема: Межнациональная толерантность Цель: повысить уровень межнациональной толерантности. Задачи: Образовательные: - познакомить с основами этнологии; - проанализировать особенности межнациональной толерантно-сти кадетов; - познакомить с особенностями русского менталитета. Воспитательные: - воспитывать толерантное отношение друг к другу. Развивающие: - развивать способность понимать людей. Методы и приёмы: словесно-иллюстрированный, анализ, беседа, де-баты, диагностика, рефлексия, исследование. Оборудование и наглядные пособия: Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, инте-рактивная доска. Презентации: «Исследование уровня толерантности кадет» Видеоклипы: «Казаки», «Танец горячих сердец», «Мой дом- планета Земля», «Русская женщина». Раздаточные листы с вопросами, анкеты. Интеграция предметов и тем № п/п Интеграция предметов Интеграция тем 1 Психология - знакомство с понятием «Толерантность»; - закрепление понятия «Характер»; - знакомство с характерными чертами русского народа; - знакомство с понятием «Менталитет»; - знакомство с психологическими последствиями проявле-ний национального насилия; - овладение навыками научно-исследовательской дея-тельности: диагностирование, интервьюирование, ан-кетирование, сбор информации, анализ, оформление до-кументации; - обучение навыкам представления и защиты исследова-тельского проекта; - обучение навыкам толерантного общения через тренинг и игру. 2 Обществознание - знакомство с понятием «Толерантность»; - знакомство с понятиями «Этнос» и «Этнические обще-ства»; - анализ проблем межнациональных конфликтов; - проблемы общения разных народов России; - обучение кадет навыкам ведения дебатов; - знакомство с понятием «Русский менталитет». 3 История - история расселения народов России; - проблемы общения разных народов России; - межнациональные конфликты Древней Руси; поход Кня-зя Игоря в 1185 году на половцев. 4 География - особенности заселения территории России; - проблемы общения разных народов России; - этнический, языковой и религиозный состав населения России. 5 Литература - «Слово о полку Игореве» - памятник Древней Руси; - вера в добро и доброта - основа отношения русского на-рода к миру; - сходство и отличия «Золотого слова Святослава» и «Плача Ярославны». 6 Музыка - опера А. П. Бородина «Князь Игорь»: а) ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»; б) плач Ярославны. 7 Информационные технологии - использование интерактивной доски; - использование мультимедийного проектора; - использование цифровой видеокамеры и фотоаппарата; - использование цифровых технологий в обработке видео- и фото материалов в программе Pinnacle Studio; - использование компьютерных технологий в подготовке презентаций в программе Microsoft Office Power Point 2003; - просмотр видеоклипов и презентации. 8 Изобразительное искусство - иллюстрации В.А.Фаворского к «Слову о полку Игореве». Информационная карта урока № Этап урока Цель учебной ситуации Содержание учебной ситуации Методы, приемы, средства обучения Формы орга-низации учеб-ной деятельности 1 Организационный момент Психологическая уста-новка на урок. Постановка задач и при-нятие целей. Приветствие. Сообщение об особенностях интег-рированного урока. Определение целей урока и учеб-ных задач. Вступительное слово психоло-га. Вступительное слово учителя обществознания. Групповая работа 2 Презентация Про-екта по изучению особенностей толе-рантности в кадет-ском корпусе. Знакомство с результа-тами исследования. Ана-лиз результатов исследо-вания межэтнической, межнациональной толе-рантности и сотрудниче-ства среди кадет в кадет-ском корпусе. Введение в учебно - исследователь-скую деятельность кадет, обосно-вание проекта, знакомство с целя-ми, задачами, гипотезой. Подведение итогов исследования, анализ полученных результатов. Публичное выступление уча-стников учебно - исследова-тельской деятельности. Демонстрация наглядных ма-териалов. Презентация «Особенности детской толерантности в ка-детском корпусе» Групповая работа 3 Погружение в тему урока. Постановка про-блемных вопросов по теме урока. Закрепить понятие «ха-рактер». Знакомство с классифи-кацией характерологиче-ских радикалов М. Е. Бурно. Подведение итого учебно-исследовательской деятельности группы кадет. Акцентирование внимания на ре-зультаты, полученные при исследо-вании особенностей характеров ка-дет в 9 классе, и при получении данных о национальности родст-венников и самих кадет в этом классе. Краткая справка о классификации М. Е. Бурно. Задание классу: Отметьте на бланке, какой характер вам ближе и вы к нему можете себя отнести? Задаются проблемные вопросы классу: 1. Можно ли выделить основные черты в характере у русского наро-да? 2. Сразу ли сформировался харак-тер русского народа? 3. Передаются ли по наследству из поколения в поколение характер-ные черты народа? Каким образом? Россия - многонациональная стра-на. Почему существует такое поня-тие, как «русский менталитет»? Выступление психолога. Демонстрация наглядных ма-териалов. Презентация. Таблица. Характерологиче-ские радикалы М. Е. Бурно. Самоанализ. Раздать бланки с таблицей ха-рактерологических радикалов М. Е. Бурно. Таблица с вопросами. Раздать бланки с вопросами для пометок и ответов. Просмотр видеоклипов: «Мой дом - планета Земля». Групповая работа 4 Дебаты, рассужде-ния, высказывание своего мнения. Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним… Вопрос классу: 1. Как формировался характер рус-ского народа? 2. Какова история расселения на-родов России? 3. Были ли проблемы общения ме-жду разными народами России? 4. Что вы знаете о межнациональ-ном конфликте в древней Руси на примере похода князя Игоря на по-ловцев в 1185 году? Вопросы на доске. Учитель истории и общест-вознания: - ведет разговор о проблемах расселения, взаимоотно-шениях разных народов России; - дети вспоминают, обмени-ваются мнениями; - дети рассматривают карты, схемы, таблицы. групповая ра-бота 5 Дискуссия, Рассуждения, высказывание соб-ственного мнения Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним… Вопросы классу: 1. Особенности заселения террито-рии России. 2. Проблемы общения разных на-родов России. 3. Особенности и традиции наро-дов России. 4. Этнический, языковой и религи-озный состав населения России. Вопросы на доске. Учитель географии: - ведет разговор о проблемах расселения, взаимоотно-шениях разных народов России; - дети вспоминают, обмени-ваются мнениями. Дети рассматривают карты, схемы, таблицы. Групповая ра-бота 6 Дискуссия, рассуждения, высказывание соб-ственного мнения Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним… Вопросы классу: 1. Каковы были на Древней Руси представления о красоте мира? 2. Что ценилось в русском челове-ке? 3. Вписывается ли судьба Игоря в историю родной земли? 4. Какова роль фольклора в произ-ведении? Вопросы на доске. Учитель литературы: - ведет разговор о характере русского народа к миру и к людям, взаимоотношениях разных народов России; - дети вспоминают, обмени-ваются мнениями; - дети рассматривают иллюст-рации В. А. Фаворского к «Слову о полку Игореве». Дети выводят основные черты русского фольклора и русско-го характера: мудрая напев-ность речи, образность мысли, доброта общения, повествова-тельная объёмность, широта дыхания, безрассудство и од-новременно ясный разум, за-бота о родной земле. У муж-чин: мужество и храбрость, в бою самозабвенные, доблест-ные, сильные. Непреклонная вера в победу. У женщин: до-верие и надежда на справедли-вость, доброта – коренное свойство жизни. Групповая ра-бота 7 Слушание музыки, высказывания, рас-суждения Осуществление меж-предметных связей. Знакомство с арией князя Игоря из оперы А. П. Бо-родина «Князь Игорь». Прослушивание музы-кальных отрывков. 1. Рассказ об истории создания оперы. 2. Каким перед нами встает Князь Игорь? 3. Какова его характеристика? 4. Как передаются в музыке осо-бенности характера Игоря? 5. Какими средствами? 6. Какой характер у Ярославны? 7. Какими средствами передан характер Ярославны в музыке? Вопросы на доске. Учитель музыки. После прослушивания музыки, дается музыкальная и литера-турная характеристика Игоря и Ярославны. Групповая ра-бота 8 Дискуссия, рассуж-дения, высказыва-ние собственного мнения Осуществление интегра-ции предметов. Психологическое упраж-нение на повышение уровня толерантности. Определение уровня то-лерантности. Вопросы классу: 1. Назовите основные черты рус-ского характера, мужского и жен-ского. 2. Чем отличается понятие «рус-ский характер» от «русского мента-литета»? 3. Как чувствует себя человек, ко-гда его начинают оскорблять и унижать из-за его национальной принадлежности к другой нации или вере? Упражнение. «Вы приехали на постоянное место жительства в государство Оау». Ваши действия. Необходимо составить 10 правил, что необходимо делать. Перечислить 5 позиций, чего нельзя делать в другом государстве. Ответьте на вопросы анкеты: 1.Как ты относишься к людям дру-гой национальности? 2.Как бы ты хотел, чтобы люди рас-селялись (выбрать): - многонационально; - чтобы на земле жили люди только одной национально-сти; - что бы вообще не было лю-дей на земле. Вопросы на доске. Психолог ведет беседу. Выясняются основные черты русского характера. Просмотр видеоклипов: «Русские женщины», «Танец горячих сердец» Экспресс-диагностика Групповая ра-бота 9 Дебаты, дискуссия, рассуждения, высказывание соб-ственного мнения Закрепить основные по-нятия: • Межнациональная то-лерантность. • Русский характер. • Русский менталитет. Упражнение на повыше-ние уровня толерантно-сти. Вопросы классу: 1. Почему все люди разные? 2. Зачем нужна классификация? 3. Почему надо уважать и прини-мать людей другой национально-сти? 4. Что придумано людьми, чтобы понимать друг друга? 5. В чем сила русского народа? 6. Назовите черты русского мента-литета. 7. Что нужно предпринимать, что-бы не было межнациональных войн? Упражнение. Дерево мира. Передавать друг другу Дерево мира с пожеланиями добра и взаимопо-нимания. Вопросы на доске. Учитель обществознания и истории. Закрепляет понятия: толерант-ность, характер, менталитет. Подводит итоги урока. Групповая ра-бота Литература: 1. Алексеев А. И., Николина В. В. Население и хозяйство России: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995, 320 с.: ил. 2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989 3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - № 4, 1995 4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989, 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., ил. 5. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Ака-демический Проект, 2005, 608 с. (Психологические технологии) 6. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) без изучения с пациентами душевных расстройств и характеров // Психотерапия, 2006. - № 7 (43) 7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) в практической психологии и педагогике // Психотерапия, 2007. - № 9 8. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовы-ражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках «Психология в музы-ке» // Психотерапия, 2006. - № 12 9. География России: Учебник для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн.. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В. П. Дроно-ва. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004, 272 с.: ил., карт. 10. Гершунский B. C. Россия: образование и будущее.- Челябинск. 1993, 235 с. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. // Под ред. И. Ю. Алексашиной. - СПб., 1996, 190 с. 11. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995 12. Глобальное образование / Сост. И. Ю. Алексашина.- СПб., 1993, 120 с. 13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской Федерации на 2001 - 2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.01. - № 122 14. Зайченко О. М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 15. Закон об образовании РФ. Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92. - № 3267-1 16. Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражени-ем / Под редакцией Е. А. Поклитара, М. А. Раскиной. - Одесса: «Астро-принт», 2007, 232 с 17. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1988 18. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. Основы обществознания. Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001, : ил. 272 с. 19. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий.- М., 1980, 240 с. 20. Комментарий к закону РФ об образовании. - М., 1998, 556 с. 21. Конева Л. С., Агалакова Е. А. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы. – Омск, 2002 22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1736-р 23. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо-вания. Приказ Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 2783 24. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III. Про-блемные уроки. Издательство «Учитель», 2006 25. Лаптева В. В. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: Тех-нология образовательной деятельности: Книга для учителя. - СПб.: ООО «Береста», 2002 26. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч., Ч. 1 / Автор - составитель В. Я. Коровина. - 13-е изд. - М.: Просве-щение, ОАО «Московские учебники», 2006, : ил. 302 с. 27. Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века», книга для учителя – М. «Про-свещение», 2002 28. Маранцман В. Г. Литература: 9 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2000, : ил. 444 с. 29. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972 30. Матющенко В. Н. Древняя история Сибири. – Омск, 2001 31. Муравлев Е. М. Психологические основы подготовки учителя к исследо-вательской деятельности \ Завуч., 2004. - № 5 32. Народоведение. Учебник для 9 - 11 классов средней школы: В 2 кн. Кн.1: Народы дальнего зарубежья / под ред. В. В. Пименова. - М.: Этносфера, 2002,: ил. 352 с. 33. Народоведение. Учебник для 9 - 11 классов средней школы: В 2 кн. Кн. 2: Народы России и сопредельных стран. / Под ред. В. В. Пименова. - М.: Этносфера, 2002, : ил. 352 с. 34. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972, 240 с. 35. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пе-дагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 36. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением/ под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003, 880 с.: ил.- («Б-ка психологии, психоанализа, психотера-пии») 37. Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001, 32 с. 38. Сластенин В. Э. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997, 221 с. 39. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998, 255 с. 40. Соколов Я. В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 7 клас-сов, их родителей и учителей. - 4-е изд. М.: Научно-внедренческий Центр «ГРАЖДАНИН», 1998, 160 с: ил. 41. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2005 42. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. об-щеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006, 270 с.: ил. 43. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. об-щеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006, 281 с. 44. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1979, 185 с. 45. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. - М., 1981, 340 с. 46. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992, 572 с. 47. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988, 256 с. |