Н. И. Галеева
главная страница Печатные работы, статьи, посвященные ТТС Приглашаем Вас Предложения, отзывы
Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе.

В общеобразовательном учреждении самопознанием своего “я”, как части мировой цивилизации, можно заниматься на интегрированных уроках, с включением в общеобразовательные предметы психологии. В современной школе появилась возможность организации учебно-исследовательской дея-тельности детей не только в основное учебное время, но и в системе допол-нительного образования: элективных курсах, интегрированных курсах, круж-ках, студиях и т.д.
Если опираться на Закон об образовании Российской Федерации, где говорится об интеграции личности в системы мировой и национальных куль-тур, формировании человека - «гражданина, интегрированного в современ-ное общество и нацеленного на совершенствование этого общества», то именно интеграция является условием, обеспечивающим целостность миро-понимания и мировоззрения учащихся.
Организация учебно-исследовательской деятельности в образователь-ном учреждении имеет большое значение в раскрытии не только творческих способностей, личности учащихся, но и внедрении в учебный процесс новых форм и методов обучения.
Рубинштейн Л. С. понимает учение как совместное исследование, про-водимое учителем и учеником. Исследование в этой концепции определяется как творческий процесс познания мира, и себя в этом мире. В основе нашего опыта проведения учебного исследования лежат идеи Л. С. Выготского (тео-рия развития мышления), В. В. Давыдова (теория развивающего обучения), Ш. А. Амонашвили (принципы гуманистической педагогики), И. С. Якиман-ской (личностно-ориентированный подход), А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Н. Г. Алексеева (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззрения), М. Е. Бурно (Характерологическая креатология).
Учебно-исследовательская деятельность кадет - одно из направлений образования в кадетском корпусе. Педагог, ставя перед собой задачу форми-рования творческой личности, планирует работу по подготовке кадет к ис-следовательской и поисковой деятельности, как с кадетами среднего звена, так и со старшеклассниками. Это личностно-ориентированный, индивиду-альный подход к образованию кадет. Сама профессия учителя является твор-ческой. На творческий, исследовательский характер профессиональной дея-тельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Однако в наше современ-ное время для реализации поставленных задач требуется применение совре-менных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходи-мым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Потому учитель должен хорошо владеть современными тех-нологиями.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятель-ная поисковая деятельность. Кадеты, занимаясь исследовательской деятель-ностью, развивают в себе творческих способностей, формируют интеллекту-альную сферу и позитивные личностные качества. Об этом писали такие психологи и педагоги как Калмыкова З. И., Матюшкин А. М., Рубинштейн С. Л., Лернер И. Я., Хуторский А. В., Ямбург Е. А. и др.
Не только педагоги и психологи утверждают, что исследовательская деятельность, где обязательно происходит приобщение к науке, положитель-но влияет на личность ребёнка и его развитие. О психотерапевтическом, ле-чебном воздействии общении с наукой писал автор клинического метода «Терапии творческим самовыражением» (ТТС) профессор М. Е. Бурно: «…ТТС – не просто помощь творчеством и искусством в широком смысле. Это…достаточно глубокое и сложное психотерапевтическое воспитание, об-разование путем творческого погружения в природу, науку и искусство».
Метод Терапии творческим самовыражением – это отечественный кли-нико-психотерапевтический метод, в основе которого лежит естественно на-учное мировоззрение и одухотворяющее человека Творчество. Впервые в пе-дагогику элементы этого метода ввели сотрудники Одесского педагогическо-го университета им. К. Д. Ушинского А. В. Штеренгерц и В. И. Ян (1983). Далее, благодаря Т. Е. Конрад - Вологиной (ранее проживавшей в Одессе, ныне - в Чикаго, США) и доценту Е. А. Поклитару (руководителю Одесского центра ТТС), ТТС окончательно «прописалась» в общеобразовательной шко-ле, как способ формирования творческой индивидуальности.
В Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова в сис-теме основного и дополнительного образования, в закрытых группах по по-вышению адаптационного потенциала кадет, на интегрированных уроках психологии, музыки, истории, обществознания и даже физики также приме-няются элементы Терапии творческого самовыражения М. Е. Бурно. В лич-ной беседе и на страницах журнала «Психотерапия» (2007, № 9) Марк Ев-геньевич Бурно советует: «В случаях работы со здоровыми людьми я уже предлагал, дабы не смущать здоровых словом «терапия», говорить вместо «терапия творческим самовыражением» - «характерологическая креатоло-гия». В отличие от эстетики и эвристики, характерологическая креатология изучает не наиболее общие закономерности творческого процесса – эмоцио-нального, душевного (эстетика) и мыслительного (эвристика), а проникает в конкретные характерологические (в широком смысле) природные особенно-сти, помогая быть вдохновенно-творческим собою, сообразно своей приро-де.» Повинуясь просьбе автора, было решено переработать некоторые мо-менты в разработанном курсе «Психология в музыке». По большому счету, метод ТТС – как Солнце, которое греет, освещает и проникает в человече-ский мир природных характеров, переживаний и поступков. Помогает «…становиться именно собою, неповторимым подлинным собою (для себя и других), творчески исследуя силу своих слабостей в поисках своего достой-ного общественно-полезного места и своего смысла в Человечестве» (Бурно М. Е., 2007).
Здоровым детям также нужно внимание и помощь со стороны взрос-лых. Кадеты, занимаясь во внеучебное время исследовательской деятельно-стью, приобщаются к науке, получают возможность «…осознать свою обще-ственную полезность. Творчески самовыражаясь во имя общественной поль-зы, человек проникается светлым мироощущением. Создание собственных творческих произведений серьезно способствует высвечиванию личностного склада автора, оживлению индивидуальности. А это, как уже отмечено выше, всегда порождает в душе светлое вдохновение, вытесняя, ослабляя заволаки-вающие личность расстройства настроения» (Бурно М. Е., 1989). Кадет, про-водя исследование, при чём по своему желанию, «…создает что-либо более или менее законченное с ясным отпечатком своей индивидуальности» (Бурно М. Е., 1989). Творческое общение с наукой помогает и помогало кадетам не только заниматься интересным и любимым делом, не только почувствовать свою общественную значимость, но и «…уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить» (Бурно М. Е., 1989).
Учебно-исследовательская деятельность интегрирует учебный и воспи-тательный процесс в единую систему, объединяющий ученых, учителей, учащихся, позволяет решать следующие задачи:
- создание условий для развития творческих способностей и самосо-вершенствования;
- самореализация учащихся;
- развитие исследовательской компетентности учащихся;
- овладение навыками научно-исследовательской деятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных способно-стей учащихся;
- формирование навыков публичного выступления, защиты рефера-тивной работы;
- интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, учащихся в создании единого пространства.
Кадеты, участвуя в исследовательской деятельности, формируют уме-ние ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, делать выводы и заключения, находить новизну и давать ей прак-тическое назначение. Работа подчинена логике исследования и имеет хорошо продуманную структуру:
- аргументация актуальности темы;
- определение проблемы исследования;
- обозначение задач исследования;
- определение методов исследования, источников информации;
- выдвижение гипотез проблемы;
- определение путей её решения;
- обсуждение полученных результатов, выводы.
Для того чтобы провести исследование, необходимо иметь общее пред-ставление о методологии научного творчества. Поэтому на первом этапе с кадетами проводится несколько занятий по организации учебно - исследова-тельской работы в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил.
Учебно-исследовательский проект имеет среднюю продолжительность - от одного месяца до полугода. В течение этого времени учитель проводит с учащимися индивидуальные консультации. На консультациях учащиеся рас-сказывают о проделанной работе, совместно намечаются конкретные задачи дальнейшего исследования, обсуждаются пути и методы их решения. Такая работа учит мыслить, генерировать новые идеи, чувствовать себя творцом; развивает личность учащегося, раскрывает ее творческий потенциал. За вре-мя реализации проекта, как уже упоминалось ранее, осуществляется лично-стно-ориентированное обучение. Педагог и кадет становятся равноправными партнерами, сотрудниками, соавторами. Педагог учит кадет переводить зна-ния, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей, надпредметных понятий и интегрировать знания различных дисциплин. Закончив написание научно - исследователь-ской работы, кадеты готовится к её защите. Они составляют тезисы своего выступления. Защита проекта проходит в форме монологического высказы-вания, продолжительностью до 10 минут. Затем экзаменационная комиссия задаёт учащемуся вопросы. На защиту научно - исследовательских работ приглашаются учащиеся других классов, родители, педагоги, администрация и сотрудники Научно-методического центра округа. Кадеты получают воз-можность публичного выступления и защиты своего проекта. Результаты на-учно-исследовательской деятельности отражаются в виде презентаций, де-монстрационных и информационных стендов, методических разработок и ложатся в основу новых элективных курсов и дополнительных занятий. Да-лее работы выставляются на конкурсах и фестивалях. Кадеты имеют воз-можность свой труд демонстрировать на выпускных экзаменах. В итоге, на-учно-исследовательская деятельность становится не только продолжением и углублением учебной программы, но и расширением мировоззрения кадет.

Стратегия и методы реализации проекта
Например, для реализации проекта «Толерантность – необходимое личностное качество каждого человека», выполнения поставленных задач и достижения цели планируется проведение исследования.
Весь период организации научно-исследовательской деятельности де-литься на 3 этапа.
Этап 1 – организационный, обучающий, практический.
Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, по-зволяющем им самостоятельно выполнять учебно-исследовательские работы и планировать свои дальнейшие исследования.
Задачи:
- организовать изучение теоретического материала по выполнению исследовательских работ;
- научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования;
- построение плана учебно-исследовательской работы.
Содержание деятельности:
Теоретическая подготовка учащихся включает в себя:
1) знакомство с источниками информации;
2) изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
3) изучение видов и методов исследования;
4) знакомство с видами научных работ;
5) знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
6) индивидуальные консультации с кадетами;
7) обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы учебно - исследовательской работы;
8) руководство учащимися по написанию учебно-исследовательской работы;
9) подбор первоисточников;
10) составление анкет;
11) обработка теоретической информации;
12) анализ информации;
13) формирование доказательной базы, аргументов.

Этап 2 – практический, исследовательский.
Цель: формирование у кадет навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
- продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам;
- осуществлять анкетирование и тестирование на предмет межнацио-нальной толерантности;
- вывить уровень межнациональной толерантности;
- выявить уровень знания национальностей;
- выявить уровень знания национальностей своего рода;
- выявить принадлежность каждого кадета к своему роду;
- осуществить обработку диагностического материала;
- осуществить анализ полученных данных;
- выявить кадет, отличающихся низким уровнем толерантности;
- выявить уровень знания своего характера или характерных черт;
- разработать тест на выявление уровня межнациональной толерант-ности, знания национальности своих родственников до 3 колена;
- провести психодиагностику по методике М. Е. Бурно на выявление характерологического радикала.
Содержание деятельности:
1) расширение и углубление теоретических знаний кадет о видах и ме-тодах исследования;
2) ознакомление кадет с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.;
3) руководство учащимися по составлению графика работы;
4) руководство учащимися по формулированию темы исследования по постановке цели и задач;
5) провести ряд диагностических процедур:
- психодиагностика; методика М. Е. Бурно выявления характеро-логического ядра;
- анкетирование кадет с целью выявления уровня толерантности;
- анкетирование кадет с целью выявления уровня знания нацио-нальностей в целом, своих родственников - до 3 колена и своей принадлежности к роду;
- разработка теста и анкет на выявление уровня знания националь-ностей, принадлежности к роду, а также выявление уровня меж-национальной толерантности;
- выявить группу кадет, отличающихся низким уровнем толерант-ности.

Этап 3 – формирующий.
Цель: формирование высокого уровня межнациональной толерантно-сти, используя психолого-педагогические методы:
- проведение открытого интегрированного урока;
- беседа;
- дебаты;
- анализ результатов исследования;
- обсуждение;
- игры, упражнения;
- экспресс-диагностика;
- публичное выступление;
- презентация исследовательской работы;
- защита исследовательского проекта по теме «Толерантность».
Задачи:
- продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внима-ние формам работы с большой аудиторией;
- осуществлять контроль написания научно-исследовательской ра-боты кадет на всех этапах ее подготовки;
- разработать план интегрированного урока Обществознание - Пси-хология по теме «Толерантность»;
- провести открытый интегрированный урок Обществознание - Пси-хология;
- осуществить мониторинг эффективности научно - исследователь-ской деятельности кадет.
Содержание деятельности:
1. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы:
- подбор литературных источников;
- составление картотеки;
- составление плана работы;
- разработка опросных листов, тестов и т. д.
- написание и оформление работы;
- подготовки иллюстративного и демонстрационного материала;
- формулирование выводов и предложений в соответствии с по-ставленной задачей;
- оформление работы согласно требованиям.
2. Написание отзывов научным руководителем на работы кадет.
3. Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации.
4. Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспу-тах.
5. Организация “Круглых столов”, открытых уроков, интегрированных уроков, тренингов для приобретения кадетами практических навы-ков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами.
6. Защита учащимися работ на конференции, выпускном экзамене.
7. Анализ результатов.
8. Рефлексия.

Учебно-исследовательский проект «Толерантность – необходимое лич-ностное качество каждого человека» выполнялся кадетами 9 класса ГОУ ка-детской школы - интерната № 7 «Московского казачьего кадетского корпу-са им. М. А. Шолохова» Галеевым Р., Моргуновым С., Потаповым А. и Фо-менковым И. под руководством педагога-психолога Галеевой Н. И. и учителя истории и обществознания Малюк Т. И. Данный проект выполнялся в рамках интегрированного урока «Обществознание - Психология».

Актуальность исследования заключалась в следующем. Население земного шара на современном этапе насчитывает уже более 6 миллиардов человек. Человеческое сообщество - это пёстрая и многоликая картина. В настоящее время исследователи насчитывают в мире до четырех тысяч наро-дов. За время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Московский казачий ка-детский корпус им. М. А. Шолохова - школа-интернат, где учатся мальчики разных национальностей. На сколько сформированы национальная культура и национальное самосознание кадет – показало исследование, проведённое самими кадетами в рамках интегрированных занятий основной школы и в системе дополнительного образования. Предлагаемая работа ставила своей целью:
1. Знакомство с научной картиной этнического состава населения Зем-ли, с многообразием культур, языков, расовых групп, с межэтниче-скими отношениями, в том числе и конфликтными.
2. Выявление уровня толерантности и межэтнической культуры детей, обучающихся в кадетском корпусе путем социально- психологиче-ского исследования.
3. Принятие участие в разработке открытого интегрированного урока в форме диалога с использованием элементов психологического тре-нинга, презентации, обсуждения результатов исследования.
Данная цель определяла постановку следующих задач:
а) познакомиться с основами этнологии;
б) исследовать межэтническую, межнациональную толерантность среди кадет в кадетском корпусе;
в) проанализировать особенностей детской толерантности;
г) создать интерактивную презентацию;
д) создать видеофильм и клип «Мой дом - планета Земля», «Мы - бу-дущие ученые»;
е) создать видеоклипы: «Казаки», «Танец горячих сердец», «Русские женщины»;
ж) представить проект на конкурсе в Научно - методическом центре;
з) представить проект к защите на выпускном экзамене по общест-вознанию;
и) опубликовать результаты исследования в печатном издании изда-тельского дома «Первое сентября»;
к) принять участие в разработке интегрированного курса «Этнопси-хология» и элективного курса «Толерантность» в рамках предмета «Обществознание».
Предметом исследования явилась межэтническая толерантность в ка-детском корпусе среди учащихся.
Объектом исследования – стали 148 учащихся 5 - 11 классов кадет-ского корпуса.
В своем исследовании исходили из гипотезы, что воспитание толе-рантности у учащихся в кадетском корпусе будет более успешным, если:
– толерантность будет рассматриваться, как один из личностно зна-чимых приоритетов кадетов, как способность принимать иною точку зрения и многообразие культурных отличий;
– в становлении толерантности кадет важную роль играют целена-правленные мероприятия, включенные в общеобразовательный процесс и в систему дополнительного образования;
– в воспитании толерантности приоритетом будет ориентация на со-трудничество и взаимопонимание.
С целью диагностики толерантности были использованы следующие методы:
а) изучение и анализ литературы;
б) анкетирование;
в) интервьюирование;
г) тестирование;
д) анализ результатов тестирования и анкетирования.

Исходя из задач данного исследования, были определены методики ис-следования, позволяющие с достаточной эффективностью получить необ-ходимый фактический материал. Изучение психологической межэтнической толерантности потребовало создания самостоятельной методики, отве-чающей требованиям данного исследования. Такой методикой стал опрос-ник «Толерантность», разработанный Галеевой Н. И. и позволяющий вы-явить отношения к другим нациям и народам; знание своего рода, и нацио-нальности. Опросник даёт информацию о том, как сформированы нацио-нальная культура и национальное самосознание каждого кадета.
Для ориентировочного обнаружения характера, характерологической картины мы воспользовались «Кратким характерологическим опросником М. Е. Бурно». Данный опросник представляет психодиагностический инстру-мент, ориентированный на выявление характерологических особенностей. Двадцать восемь утверждений охватывают 7 характеров: сангвинический, авторитарный, тревожно-сомневающийся, застенчиво-раздражительный, пе-дантичный, замкнуто-углубленный, демонстративный и мозаичный. Из них выделяют 4 характерологических узла: сангвинический, авторитарный, тре-вожно-сомневающийся и замкнуто-углубленный.
Исследование проводилось на базе кадетской школы - интерната №7 «Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова» города Москвы. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования было проведена работа, позволяющая выявить отношение к другим нациям и народам, знание своего рода и нацио-нальности, а также дающий информацию, на сколько сформированы нацио-нальная культура, национальное самосознание и уровень толерантности ка-ждого кадета. Ребятам предложили анкету с вопросами.
Исследование показало, что в данном кадетском корпусе учатся ка-деты в основном (82%) русские по национальности. Исследование выявило высокий уровень знаний национальностей в целом и знание национально-стей родственников до третьего колена.
Однако 13% кадет плохо относятся к людям другой национальности, а 35% кадет хотели, чтобы их окружали только люди одной национальности - русские. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что про-блема толерантности существует.
На втором этапе исследования была сделана выборка из полученных данных кадет 9 класса в количестве 20 человек. Этим кадетам было предло-жено изучить особенности своего характера. Для диагностики характероло-гического радикала было решено воспользоваться «Кратким характерологи-ческим опросником М. Е. Бурно».
При анализе результатов теста М. Е. Бурно, у кадетов 9 класса было выявлено 2 группы характерологических радикалов: сангвинический и тре-вожно-сомневающийся.
В группе сангвиников: 3 синтонных кадета, 2 психастеноподобных синтонных кадета, и 6 демонстративноподобных синтонных кадет.
В группе тревожно-сомневающихся: 5 кадетов с тревожно - сомне-вающимся характером и 4 кадета с застенчиво - раздражительным характе-ром.
Итак, исследование показало, что в 9 классе соотношение кадетов с сангвиническим характером и психастеническим характером практически одинаковое: 55% сангвиников и 45% психастеников. Данный набор характе-рологических радикалов присущ славянам, в основном русскому народу. Дей-ствительно, в 9 классе 95% кадет имеют славянские корни.
Результаты исследования показали, что кадеты знают свои националь-ные корни, однако толерантность к другим нациям не является их неотъем-лемым качеством личности ребят.
Для решения задач по повышению уровня толерантности было решено подготовить и повести интегрированный урок «Обществознание - Психоло-гия» с использованием современных психолого-педагогических методов:
- проведение психологического исследования;
- обсуждение результатов исследования;
- презентация результатов исследования;
- дебаты, беседы, убеждение;
- тренинговые игры и упражнения;
- создание в системе дополнительного образования собственных ви-деороликов и показ их на интегрированных уроках и внеурочных ме-роприятиях;
- привлечение кадетов к разработке интегрированных и элективных курсов.
На третьем этапе, после проведенных мероприятий, кадетам 9 класса было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ ответов на вопросы анкет показал, что после проведенных мероприятий у кадетов 9 класса кар-динально изменилось отношение к людям другой национальности.
Результаты исследования подтвердили, что толерантность должна быть неотъемлемым качеством и личностно значимым приоритетом каждого чело-века. Толерантность - один из способов принимать иную точку зрения в мно-гообразии культурных отличий. Человеческий мир многолик. Все люди раз-ные. Родители, педагоги играют важную роль в становлении толерантного отношения к непохожим на тебя людям. Исследование доказало, что со сто-роны педагогов и воспитателей необходимы целенаправленные мероприятия, включенные в общеобразовательный процесс и в систему дополнительного образования. Целью всех мероприятий по развитию высокого уровня толе-рантности становятся ориентация на сотрудничество и взаимопонимание.
Учителя, задействованные в интегрированном уроке, разрабатывают план и информационную карту урока.

План интегрированного урока «Обществознание – Психология – Литература – Музыка»
Тема: Межнациональная толерантность
Цель: повысить уровень межнациональной толерантности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основами этнологии;
- проанализировать особенности межнациональной толерантно-сти кадетов;
- познакомить с особенностями русского менталитета.
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Развивающие:
- развивать способность понимать людей.
Методы и приёмы: словесно-иллюстрированный, анализ, беседа, де-баты, диагностика, рефлексия, исследование.
Оборудование и наглядные пособия:
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, инте-рактивная доска.
Презентации: «Исследование уровня толерантности кадет»
Видеоклипы: «Казаки», «Танец горячих сердец», «Мой дом- планета Земля», «Русская женщина».
Раздаточные листы с вопросами, анкеты.

Интеграция предметов и тем

№ п/п Интеграция предметов Интеграция тем
1 Психология - знакомство с понятием «Толерантность»;
- закрепление понятия «Характер»;
- знакомство с характерными чертами русского народа;
- знакомство с понятием «Менталитет»;
- знакомство с психологическими последствиями проявле-ний национального насилия;
- овладение навыками научно-исследовательской дея-тельности: диагностирование, интервьюирование, ан-кетирование, сбор информации, анализ, оформление до-кументации;
- обучение навыкам представления и защиты исследова-тельского проекта;
- обучение навыкам толерантного общения через тренинг и игру.
2 Обществознание - знакомство с понятием «Толерантность»;
- знакомство с понятиями «Этнос» и «Этнические обще-ства»;
- анализ проблем межнациональных конфликтов;
- проблемы общения разных народов России;
- обучение кадет навыкам ведения дебатов;
- знакомство с понятием «Русский менталитет».
3 История - история расселения народов России;
- проблемы общения разных народов России;
- межнациональные конфликты Древней Руси; поход Кня-зя Игоря в 1185 году на половцев.
4 География - особенности заселения территории России;
- проблемы общения разных народов России;
- этнический, языковой и религиозный состав населения России.
5 Литература - «Слово о полку Игореве» - памятник Древней Руси;
- вера в добро и доброта - основа отношения русского на-рода к миру;
- сходство и отличия «Золотого слова Святослава» и «Плача Ярославны».
6 Музыка - опера А. П. Бородина «Князь Игорь»:
а) ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»;
б) плач Ярославны.
7 Информационные технологии - использование интерактивной доски;
- использование мультимедийного проектора;
- использование цифровой видеокамеры и фотоаппарата;
- использование цифровых технологий в обработке видео- и фото материалов в программе Pinnacle Studio;
- использование компьютерных технологий в подготовке презентаций в программе Microsoft Office Power Point 2003;
- просмотр видеоклипов и презентации.
8 Изобразительное искусство - иллюстрации В.А.Фаворского к «Слову о полку Игореве».

Информационная карта урока
№ Этап урока Цель учебной ситуации Содержание учебной ситуации Методы, приемы,
средства обучения Формы орга-низации учеб-ной
деятельности
1 Организационный момент Психологическая уста-новка на урок.
Постановка задач и при-нятие целей. Приветствие.
Сообщение об особенностях интег-рированного урока.
Определение целей урока и учеб-ных задач. Вступительное слово психоло-га.
Вступительное слово учителя обществознания. Групповая
работа
2 Презентация Про-екта по изучению особенностей толе-рантности в кадет-ском корпусе. Знакомство с результа-тами исследования. Ана-лиз результатов исследо-вания межэтнической, межнациональной толе-рантности и сотрудниче-ства среди кадет в кадет-ском корпусе. Введение в учебно - исследователь-скую деятельность кадет, обосно-вание проекта, знакомство с целя-ми, задачами, гипотезой.
Подведение итогов исследования, анализ полученных результатов.
Публичное выступление уча-стников учебно - исследова-тельской деятельности.
Демонстрация наглядных ма-териалов.
Презентация «Особенности детской толерантности в ка-детском корпусе» Групповая
работа
3 Погружение в тему урока.
Постановка про-блемных вопросов по теме урока.
Закрепить понятие «ха-рактер».







Знакомство с классифи-кацией характерологиче-ских радикалов М. Е. Бурно.
Подведение итого учебно-исследовательской деятельности группы кадет.
Акцентирование внимания на ре-зультаты, полученные при исследо-вании особенностей характеров ка-дет в 9 классе, и при получении данных о национальности родст-венников и самих кадет в этом классе.
Краткая справка о классификации М. Е. Бурно.
Задание классу:
Отметьте на бланке, какой характер вам ближе и вы к нему можете себя отнести?

Задаются проблемные вопросы классу:
1. Можно ли выделить основные черты в характере у русского наро-да?
2. Сразу ли сформировался харак-тер русского народа?
3. Передаются ли по наследству из поколения в поколение характер-ные черты народа? Каким образом?
Россия - многонациональная стра-на. Почему существует такое поня-тие, как «русский менталитет»? Выступление психолога.
Демонстрация наглядных ма-териалов.
Презентация.





Таблица. Характерологиче-ские радикалы М. Е. Бурно.
Самоанализ.
Раздать бланки с таблицей ха-рактерологических радикалов М. Е. Бурно.
Таблица с вопросами.
Раздать бланки с вопросами для пометок и ответов.
Просмотр видеоклипов:
«Мой дом - планета Земля».

Групповая
работа









4 Дебаты, рассужде-ния, высказывание своего мнения. Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним…
Вопрос классу:
1. Как формировался характер рус-ского народа?
2. Какова история расселения на-родов России?
3. Были ли проблемы общения ме-жду разными народами России?
4. Что вы знаете о межнациональ-ном конфликте в древней Руси на примере похода князя Игоря на по-ловцев в 1185 году? Вопросы на доске.
Учитель истории и общест-вознания:
- ведет разговор о проблемах расселения, взаимоотно-шениях разных народов России;
- дети вспоминают, обмени-ваются мнениями;
- дети рассматривают карты, схемы, таблицы.
групповая ра-бота
5 Дискуссия,
Рассуждения,
высказывание соб-ственного мнения Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним…
Вопросы классу:
1. Особенности заселения террито-рии России.
2. Проблемы общения разных на-родов России.
3. Особенности и традиции наро-дов России.
4. Этнический, языковой и религи-озный состав населения России. Вопросы на доске.
Учитель географии:
- ведет разговор о проблемах расселения, взаимоотно-шениях разных народов России;
- дети вспоминают, обмени-ваются мнениями.
Дети рассматривают карты, схемы, таблицы. Групповая ра-бота
6 Дискуссия,
рассуждения,
высказывание соб-ственного мнения Осуществление меж-предметных связей. Давайте вспомним…
Вопросы классу:
1. Каковы были на Древней Руси представления о красоте мира?
2. Что ценилось в русском челове-ке?
3. Вписывается ли судьба Игоря в историю родной земли?
4. Какова роль фольклора в произ-ведении?
Вопросы на доске.
Учитель литературы:
- ведет разговор о характере русского народа к миру и к людям, взаимоотношениях разных народов России;
- дети вспоминают, обмени-ваются мнениями;
- дети рассматривают иллюст-рации В. А. Фаворского к «Слову о полку Игореве».
Дети выводят основные черты русского фольклора и русско-го характера: мудрая напев-ность речи, образность мысли, доброта общения, повествова-тельная объёмность, широта дыхания, безрассудство и од-новременно ясный разум, за-бота о родной земле. У муж-чин: мужество и храбрость, в бою самозабвенные, доблест-ные, сильные. Непреклонная вера в победу. У женщин: до-верие и надежда на справедли-вость, доброта – коренное свойство жизни. Групповая ра-бота
7 Слушание музыки, высказывания, рас-суждения Осуществление меж-предметных связей.
Знакомство с арией князя Игоря из оперы А. П. Бо-родина «Князь Игорь».
Прослушивание музы-кальных отрывков. 1. Рассказ об истории создания оперы.
2. Каким перед нами встает Князь Игорь?
3. Какова его характеристика?
4. Как передаются в музыке осо-бенности характера Игоря?
5. Какими средствами?
6. Какой характер у Ярославны?
7. Какими средствами передан характер Ярославны в музыке? Вопросы на доске.
Учитель музыки.
После прослушивания музыки, дается музыкальная и литера-турная характеристика Игоря и Ярославны.

Групповая ра-бота
8 Дискуссия, рассуж-дения, высказыва-ние собственного мнения Осуществление интегра-ции предметов.







Психологическое упраж-нение на повышение уровня толерантности.





Определение уровня то-лерантности. Вопросы классу:
1. Назовите основные черты рус-ского характера, мужского и жен-ского.
2. Чем отличается понятие «рус-ский характер» от «русского мента-литета»?
3. Как чувствует себя человек, ко-гда его начинают оскорблять и унижать из-за его национальной принадлежности к другой нации или вере?
Упражнение.
«Вы приехали на постоянное место жительства в государство Оау». Ваши действия.
Необходимо составить 10 правил, что необходимо делать.
Перечислить 5 позиций, чего нельзя делать в другом государстве.
Ответьте на вопросы анкеты:
1.Как ты относишься к людям дру-гой национальности?
2.Как бы ты хотел, чтобы люди рас-селялись (выбрать):
- многонационально;
- чтобы на земле жили люди только одной национально-сти;
- что бы вообще не было лю-дей на земле. Вопросы на доске.
Психолог ведет беседу.
Выясняются основные черты русского характера.
Просмотр видеоклипов:
«Русские женщины»,
«Танец горячих сердец»










Экспресс-диагностика Групповая ра-бота
9 Дебаты, дискуссия,
рассуждения,
высказывание соб-ственного мнения Закрепить основные по-нятия:
• Межнациональная то-лерантность.
• Русский характер.
• Русский менталитет.






Упражнение на повыше-ние уровня толерантно-сти. Вопросы классу:
1. Почему все люди разные?
2. Зачем нужна классификация?
3. Почему надо уважать и прини-мать людей другой национально-сти?
4. Что придумано людьми, чтобы понимать друг друга?
5. В чем сила русского народа?
6. Назовите черты русского мента-литета.
7. Что нужно предпринимать, что-бы не было межнациональных войн?
Упражнение. Дерево мира.
Передавать друг другу Дерево мира с пожеланиями добра и взаимопо-нимания. Вопросы на доске.
Учитель обществознания и истории.
Закрепляет понятия: толерант-ность, характер, менталитет.
Подводит итоги урока.
Групповая ра-бота






Литература:
1. Алексеев А. И., Николина В. В. Население и хозяйство России: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995, 320 с.: ил.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989
3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - № 4, 1995
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989, 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., ил.
5. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Ака-демический Проект, 2005, 608 с. (Психологические технологии)
6. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) без изучения с пациентами душевных расстройств и характеров // Психотерапия, 2006. - № 7 (43)
7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) в практической психологии и педагогике // Психотерапия, 2007. - № 9
8. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовы-ражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках «Психология в музы-ке» // Психотерапия, 2006. - № 12
9. География России: Учебник для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн.. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В. П. Дроно-ва. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004, 272 с.: ил., карт.
10. Гершунский B. C. Россия: образование и будущее.- Челябинск. 1993, 235 с. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. // Под ред. И. Ю. Алексашиной. - СПб., 1996, 190 с.
11. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995
12. Глобальное образование / Сост. И. Ю. Алексашина.- СПб., 1993, 120 с.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской Федерации на 2001 - 2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.01. - № 122
14. Зайченко О. М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000
15. Закон об образовании РФ. Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92. - № 3267-1
16. Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражени-ем / Под редакцией Е. А. Поклитара, М. А. Раскиной. - Одесса: «Астро-принт», 2007, 232 с
17. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1988
18. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. Основы обществознания. Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001, : ил. 272 с.
19. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий.- М., 1980, 240 с.
20. Комментарий к закону РФ об образовании. - М., 1998, 556 с.
21. Конева Л. С., Агалакова Е. А. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы. – Омск, 2002
22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1736-р
23. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо-вания. Приказ Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 2783
24. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III. Про-блемные уроки. Издательство «Учитель», 2006
25. Лаптева В. В. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: Тех-нология образовательной деятельности: Книга для учителя. - СПб.: ООО «Береста», 2002
26. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч., Ч. 1 / Автор - составитель В. Я. Коровина. - 13-е изд. - М.: Просве-щение, ОАО «Московские учебники», 2006, : ил. 302 с.
27. Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века», книга для учителя – М. «Про-свещение», 2002
28. Маранцман В. Г. Литература: 9 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2000, : ил. 444 с.
29. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972
30. Матющенко В. Н. Древняя история Сибири. – Омск, 2001
31. Муравлев Е. М. Психологические основы подготовки учителя к исследо-вательской деятельности \ Завуч., 2004. - № 5
32. Народоведение. Учебник для 9 - 11 классов средней школы: В 2 кн. Кн.1: Народы дальнего зарубежья / под ред. В. В. Пименова. - М.: Этносфера, 2002,: ил. 352 с.
33. Народоведение. Учебник для 9 - 11 классов средней школы: В 2 кн. Кн. 2: Народы России и сопредельных стран. / Под ред. В. В. Пименова. - М.: Этносфера, 2002, : ил. 352 с.
34. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972, 240 с.
35. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пе-дагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
36. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением/ под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003, 880 с.: ил.- («Б-ка психологии, психоанализа, психотера-пии»)
37. Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001, 32 с.
38. Сластенин В. Э. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997, 221 с.
39. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998, 255 с.
40. Соколов Я. В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 7 клас-сов, их родителей и учителей. - 4-е изд. М.: Научно-внедренческий Центр «ГРАЖДАНИН», 1998, 160 с: ил.
41. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2005
42. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. об-щеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006, 270 с.: ил.
43. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. об-щеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006, 281 с.
44. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1979, 185 с.
45. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. - М., 1981, 340 с.
46. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992, 572 с.
47. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988, 256 с.



Hosted by uCoz